Полеты на тяжелых бомбардировщиках в WarBirds

...Как будем делать: по инструкции, или чтобы ЛЕТАЛО???


Это не руководство к действию, у тебя могут быть свои не менее эффективные методы. Это просто желание поделиться опытом, и собственной методикой действий.

Когда я начинал летать, мне, как и всякому новичку казалось, что у меня есть некие идеи, которые не пришли в голову другим, и по этому моя результативность будет выше. Правда, у меня хватило ума не кричать об этом. Разумеется, после первых же вылетов я убедился, что ничем не лучше других чайников. Били меня и в хвост, и в гриву. После недели таких полетов, обычно наступает переломный момент. Или человек ломается, или, обозлившись, начинает умнеть.

Поскольку я еще здесь то ты понимаешь, что я выбрал. Кстати, совет - летать, несколько обозлившись - даже полезно. Главное, чтобы это была здоровая злость из разряда - "ты ведь можешь? А я чем хуже?", и не переходила в гнев. Ну ладно, это я отвлекся...

Выбор задачи

Итак, рассказываю как можно действовать в одиночном рейде на B-24. Я исхожу из того, что нас интересует причинение как можно большего урона противнику, и соответственно набора максимума очков. (Знаю, что ...метрия, но ведь приятно увидеть себя повыше в рейтинге...) Так же допускаю, что другого задания у вас НЕТ. Никто не просит "Снести последний ангар на f14" и т.д.

Первым делом - выбор бомб. Тут надо балансировать между калибром и количеством. И зависит это от многих факторов. Один из главных - насколько точно ты можешь положить их в цель? И с какой высоты? Учти, что летать ниже 5.5 Км - самоубийство с вероятностью 200%. Ниже 7 - 100%. В идеале - надо вообще залезть на фактический потолок. Сможешь положить точно в цель сотку - бери. Но лучше не жадничать. Обычно я беру пятисотки. Иногда 250. Но реже. Потому что есть еще один фактор - внезапность захода. Когда ты летишь в одиночный рейд - у тебя почти 100% шанс сделать один заход. Но второй - это уже 50 на 50. Третий - практически самоубийство, если над полем есть истребители противника.

Допустим, мы выбрали пятисотки. Теперь вторая задача - наметить маршрут. Чтобы совесть была чиста, следует выбрать себе цель так, чтобы не только очки заработать, но и так чтобы это помогло своему цвету. Если нет конкретной цели, то выбираем в качестве цели малое, или травяное поле. И подальше от активных боевых действий. Но так, чтобы туда можно было дотащить Ju-52 - что толку закрывать поле в центре зоны противника? Он на него даже отвлекаться не будет.

Если подобной цели нет, делаем по-другому. Прокладываем маршрут над несколькими большими и средними полями противника. В этом случае над каждым полем проходим лишь раз. Кидаем бомбы, и к следующему полю. Причем желательно изрезать маршрут как можно сильнее, чтобы твои действия напоминали обезьяну с гранатой (никогда не знаешь, куда она ее сейчас бросит). Так гораздо меньше шансов нарваться на перехватчик посланный специально против тебя. И вообще - ты не истребитель. В идеале - ты вообще не должен встретить врага в воздухе. Цель таких рейдов - оттянуть на себя противника. А при некоторой удаче и предоставить своему цвету возможность захватить поле.

Хорошо. Нагрузка и цель выбраны. Топливо залито соответственно. Далее описываю полет на Б-24, но с некоторыми поправками это относится ко всем бомберам.

Первым делом даем три консольные команды:

.otto b+ 4
.otto b++ 4
.otto b- 0

После этого появляется хотя бы шанс, что авто-стрелки смогут если не защитить, то хотя бы отомстить перехватчику. ЭТО НЕ ЧИТ. Мы всего лишь выдали им команду стрелять длинными очередями вместо коротких. То самое, что ты и сам бы делал. Точность их не изменилась, потому от умного они не спасут, и даже вряд ли его повредят. Ну, да зато от рук полного чайника не погибнешь.

Взлет

Наконец мы стоим на полосе. (Рулежку я пропускаю, надеюсь, с этим особых вопросов нет.)

Пла-а-а-авно уходит вперед сектор газа, добавляя обороты двигателю. Самолет начинает разбег. И вообще - все время действовать управлением только плавно. Бомбер - машина солидная, и рок-н-ролл он плясать у тебя не будет, как бы ты не дергал джойстик. А вот скорость он от этого теряет быстро. И соответственно - подъемную силу. Потому еще раз - все делаем плавно, и только плавно...

...Когда самолет будет примерно на середине полосы, начинаем выбирать ручку на себя. И как только носовое колесо отрывается от полосы, переводим ручку в такое положение, чтобы зафиксировать нос самолета, под этим углом - не давая ему ни задрать его, ни ткнуться колесом обратно в полосу. Ждем.

И только в самом конце полосы начинаем выбирать ручку на себя, отрывая машину от земли. Убираем шасси. Но взлет еще не закончен.

Самолет уже в воздухе, но его скорость мала, и если ты сейчас вернешь ручку в нейтраль, то вероятнее всего прочертишь по земле брюхом. Потому самолет следует оттримировать. Левой рукой жмем на клавиатуре "K" - триммер руля высоты. (Много раз.) Постепенно ты почувствуешь, что самолет перестает "висеть на ручке" и сможешь вернуть ее в нейтраль. Вот теперь взлет закончен. Жмем "X" (автотрим по горизонту), и переходим к следующей части.

Полет (набор высоты)

Сейчас самое главное - как можно быстрее залезть как можно выше. А потому нельзя себе позволять терять энергию. А то, что лучше всего ее сохраняет самолет, летящий на автопилоте - в "Птичках" установленный факт. Следовательно, придется им пользоваться.

У каждого самолета, есть своя скорость, на которой он лучше всего набирает высоту. Если ты не поленился поискать эти данные - молодец. Если нет, то можно пользоваться усредненным для большинства самолетов значением - для истребителей: 170, для бомбардировщиков: 130. Мы летим на последнем. Потому пишем в консоли:

.speed 130

Это даст понять автопилоту, что мы хотим сохранять именно эту скорость. Но двигатель то у нас работает на полных оборотах? И пытается разогнать самолет быстрее? Вот этот то излишек энергии автопилот и переведет в высоту, подняв нос машины с помощью триммера. Того самого, которым мы на взлете пользовались.

Жмем "Shift-X" - лампа автопилота должна быть уже не синей, а желтой. Самолет начнет набирать высоту.

Полет (выход на цель)

Теперь осталось идти по выбранному маршруту. Но тут есть одна тонкость - если менять курс из кабины, то ты неминуемо отключишь автопилот, и начнешь терять энергию. Потому, все маневры в полете следует проводить с места бомбардира. Переходим туда клавишей "Y". Что ты говоришь? Не знаешь, каким курсом летим? По земле ориентироваться не умеешь? Так ведь это и не обязательно! Посмотри-ка в прицел для бомб... (Клавиша "стрелка вниз".) Что это в нижнем правом углу экрана? Правильно компас. А слева? Тоже верно - высота. Ну и бакен, который качество связи показывает. (Только не перепутай его с индикатором, показывающим положение створок бомболюка). Теперь не заблудишься?

Как заблудишься? А... Ты теперь знаешь куда летишь, но не знаешь где... Ну, это не страшно. У нас есть под рукой такое мощное средство навигации, с которым заплутать просто невозможно. Нажми-ка "F1". Нажал? Что? Как я раньше не додумался, говоришь?

Летим себе и летим. Набираем высоту. Я надеюсь, ты проложил курс так, чтобы к линии фронта подойти не менее чем на 5-ти километрах? Тогда все в порядке. Осталось рассказать, как правильно разворачивать машину, чтобы не терять драгоценную энергию, и соответственно высоту.

Загляни-ка опять в бомбоприцел. Видишь в правом верхнем углу Индикатор в виде перевернутого конуса? Он показывает, правильно ли прицел настроен. Если правильно - горит зеленая лампочка. Настраивается он автоматически - нам одной заботой меньше, а вот сбить настройку ты можешь. Для этого достаточно просто резко качнуть самолет. Вот этим то свойством прибора и следует воспользоваться при разворотах. Разворачиваемся, глядя в прицел. Нам ведь все равно нужно видеть компас, вот заодно и смотрим на этот индикатор. Твоя задача - маневрировать так, чтобы не сбивать настройки. Тогда можешь быть уверен - во время разворота, ты не провалился вниз...

Бомбометание

Предположим, что ты вывел машину на цель. Я так же допускаю, что эта цель - малое поле. В таком случае положение вещей должно быть таково: Твоя высота - >6км, поле по курсу, и створ полосы направлен на тебя. То есть ты заходишь вдоль полосы, а не поперек. Теперь, ты должен выбрать сторону, на которую будешь кидать бомбы: либо "ангарная" - там, где ангар, либо "радарная" - там, где радар. "Радарная" несколько проще, на ней нет близко стоящих целей. На "ангарной" же - радиомачта и сам узел стоят вплотную, да еще ангар совсем рядом. Тут времени на ошибку нет.

Допускаю, что ты выбрал радарную сторону - оно и тактически более оправдано - без радара противник не сможет узнать, куда ты улетел от поля. Теперь сам процесс.

Первое что ты должен сделать, это открыть бомболюк. А следующее - выпустить закрылки. Автопилот по прежнему работает в режиме набора высоты. Расчет тут простой: чем меньше у тебя будет скорость относительно земли, тем точнее ты сможешь кинуть бомбы. Кроме того, выпустив закрылки, ты еще и добавил эффективности управлению самолета на малых скоростях.

Теперь постепенно усиливай увеличение прицела, но так, чтобы не терять цель из вида.

Далее я считаю, что твое управление сейчас настроено так: В правой руке джой, у него кнопка один - сброс бомб, кнопка два - смотреть вниз (в бомбоприцел). Под левой рукой - аналоговый сектор газа.

Итак, ты уже видишь цель в прицеле на максимальном увеличении. И тебе наверняка все еще кажется, что она двигается слишком быстро? Так ведь так оно и есть! Но ты можешь управлять этим процессом. Если ты сейчас уберешь газ, то на небольшое время получишь возможность прицелиться очень точно. На некоторых бомберах цель можно даже "достать" цель, которую ты пропустил!

Уход от цели и война с истребителями

Бомбы брошены. Будем считать, что это был последний заход, и сейчас тебе надо вернуться на базу. Ну что же. Надо - значит надо.

Закрывай бомболюк, убирай закрылки, переводи автопилот с набора высоты на полет в горизонте, и полный газ. Теперь наша задача убраться как можно быстрее на свою територию. Потому, как если уж нас собьют, то лучше пусть это случится над своими. Пилот-килл в бомбере - редкость, но прыжек с парашутом над територией противника по очкам не сильно от него отличается. Потому бегом к своим.

Та-а-а-ак. Не успели. Вон уже перехватчик на хвосте болтается. СТОП! Без паники. Без паники я сказал! Паниковать некогда, надо работать. Куда? К турелям? Ты что, снайпер? Да? Ну тогда беги... А если нет, то не мешай стрелкам! Лучше давай включим внешний обзор (Alt-V), и посмотрим, как себя этот перехватчик ведет. И на чем он летит. По настоящему нам страшен только 190-й. Крепчайшая броня на кабине, мощнейшее вооружение, и огромная скорость делают его для бомбера действительно тем, чем является Ил-2 для противника на земле. Потому если это действительно 190-й, будь готов покидать горящий самолет. Хотя не факт.

Если же это что-либо другое - у нас очень неплохие шансы. Теперь смотрим на его поведение. Если он заходит точно с хвоста, да еще снизу, то это, скорее всего чайник. Потому летим строго по прямой, и даем стрелкам возможность сделать из него решето. Совсем хорошо, если он идет не снизу, а точно в хвост. В этом случае по нему будит стрелять сразу три огневые точки, а такого не выдержит даже 190-й.

Хуже, если мы видим, что перехватчик не торопится приближаться, а в отдалении набирает высоту. Это означает только одно: нам попался если не ас, то уж бывалый противник - это точно. На стрелков в этом случае надежды мало, придется и самому поработать. У нас сейчас три варианта: либо бежать в турель, и надеяться на собственную меткость, либо попытаться увернуться, либо начать читать молитву. По моему опыту - второй вариант эффективней. Вот как можно это сделать.

Наблюдаем за перехватчиком на внешнем обзоре. Обычно, умный пилот атакует бомбер сзади-сверху-несколько-сбоку. Так риск нарваться на ответ стрелков минимален. Конечно на d2-3, стрелки всадят ему несколько пуль, но обычно это уже поздно. Потому действуем так: когда перехватчик пойдет на нас, на d8-9 ты должен положить бомбер на крыло. Причем в ту сторону, откуда идет перехватчик.

Если же он идет на тебя просто сзади-сверху, то не стоит наклонять машину так сильно. Лучше градусов на 50-60. Конечно, есть риск нарваться на прицельную очередь в кабину, но он не слишком велик. Такой пилот, скорее всего, целится в твой хвост, как в самую уязвимую часть. Потому быстро изменить точку прицела он, скорее всего, просто не успеет.

Есть еще один вариант развития событий, но я сам с ним ни разу не сталкивался. Может такое случится, что в перехватчике будет сидеть терпеливый\упрямый\незнаю-какой пилот. Такой может попробовать еще одну тактику. Наберет очень большое превышение, и спикирует на тебя точно сверху. Тут, по-моему, лучше действовать, как и в прошлом случае, но уклонятся начинать не на d8-9, а где-то на d15 - его скорость будет еще больше.

Что касается лобовых атак. За все время я столкнулся с этим всего раз. Рекомендаций дать не могу, но тут в любом случае 50 на 50 - либо попадут в кабину, либо нет. Так что, лишь один совет - попытайся отвернуть, и не допустить стрельбы по кабине. Одно утешает - при уходе от цели, ты уже повернут к противнику хвостом. А ему чаще всего лень делать громадный круг, заходя тебе в лоб. В тот раз, о котором я говорил, меня перехватили на подходе к цели.

Отбились? Если да, то смотри следующую часть. А вот если нет...

Перво-наперво - где враг? Тоже свое получил? Или улетел на второй заход? Для наших нервов, будем считать что первое. Теперь надо решить, что делать дальше. Конечно, если нет крыла, то решать особо нечего - прыгать надо. А вот если повреждения более легкие тут есть варианты.

  • Поврежден мотор - ну и фиг с ним! Он уже и не очень то нужен. Запомни, с высоты 5км можно не напрягаясь долететь до соседнего поля, построить красивый заход и сесть. И все это - вообще без движков. Тренируйся в оффлайне. Только остаток бомб скинь.
  • Пробит бак. Смотри выше
  • Нет элерона - мелочи жизни. Лететь это вообще не мешает. Ну, самолет станет несколько более вялым по крену, ну и что? Мы ведь не на истребителе за врагом гонимся?
  • Нет руля поворота, того что "rudder". Это несколько хуже, но тоже не страшно. Просто будь более внимателен на посадке.
  • Нет руля высоты. А вот это уже серьезно. С таким повреждением сесть можно, но довольно сложно. Я обычно не рискую. Потому тут совет, - если не уверен, что сядешь, тяни на свою территорию, и там прыгай. Половину очков сохранишь.
  • Нет горизонтального стабилизатора. Сесть можно. Но не на всех самолетах. В частности при такой потере машина начинает легко рыскать по курсу, скользить на крыло, и т.д. Совет такой же, как и в прошлом случае.
  • Нет вертикального стабилизатора. А вот это - лажа. Бомберы в своем большинстве при такой потере начинают опускать нос, входят в пике, и там теряют все остальные плоскости от перегрузок. Потому могу посоветовать лишь одно - постарайся довернуть к ближайшей линии фронта, пока машина еще слушается управления хоть как-то. Тогда у тебя будет шанс, что, пикируя, а такое пике проходит обычно под углом градусов 45, Самолет дотянет таки до своих. Но тебе придется тянуть с прыжком до последнего!

Снижение и посадка

Это одна из самых сложных задач - особенно, если самолет поврежден. Да, тут есть аксиома:

Любой целый бомбардировщик можно посадить на любое поле, не зависимо от их размеров на шасси.

Другое дело - чего это будет стоить... Потому, если есть возможность, уходи на большое поле. Если нет такой возможности - в порядке предпочтения: на среднее, малое, травяное.

Первая часть - снижение. Если в самолет попадали во время полета, то не в коем случае нельзя маневрировать с перегрузками. Иначе может отвалиться, уже несколько поврежденная, но еще пока держащаяся деталь. Например, крыло. Хотя это может быть абсолютно любая деталь, кроме разве что двигателя. Потому - тише едешь, дальше будешь. Спокойно и не торопясь, широкими кругами на минимальных оборотах двигателя планируем вниз. Учти - работающие на минимальном газу двигатели, тормозят самолет сильнее, чем совсем выключенные. Из-за сопротивления винтов.

Снижение желательно рассчитать так, чтобы на высоте одного километра поле оказалось створом полосы прямо перед тобой. И на достаточном удалении. Запомни - недолет по планирующей траектории лучше, чем перелет. Если ты видишь, что не долетаешь - все что тебе надо, это просто добавить газу. А вот в случае перелета, тебе, скорее всего, придется уходить на второй круг.

Но это все - советы для новичков. Если ты желаешь действительно стать хорошим бомбером, то тебе надо научится рассчитывать снижение, заход, и саму посадку, на полностью отключенных двигателях. Так как нет ничего более обидного, чем разбиться только из-за того, что тебе при отходе от цели пробили бензобак, или два двигателя с одной стороны. Так что - тренируйся в оффлайне, пока не сможешь уверенно посадить б-24 и б-17 с высоты 5 километров на малое поле без движков. (Не забудь бомбы скидывать, и заливать минимум топлива.)

Теперь что касается самого момента касания полосы. Конечно, прекрасно, когда самолет цел, касание произошло в начале полосы, и на большом аэродроме. Но, увы, в жизни бывает всякое. Например, ты заходил на малое поле, вообще без двигателей (тот самый бак), и видишь, что коснешься полосы где-то посередине, на не очень то маленькой скорости. Что делать? Остается одно средство - посадка на брюхо. Но даже в этом случае шасси тебе потребуются. Дело в том, что шасси мы используем как амортизатор, чтобы смягчить первый удар. И как только самолет надежно сядет на полосу, их следует убрать. Машина мягко ляжет на брюхо.

Тот же прием помогает, если повреждено одно из колес шасси. Только тут следует, не дожидаясь, пока самолет начнет проседать на отсутствующее колесо, убрать остальные точно в момент касания полосы. Удар будет смягчен, и риск смерти пилота при этом минимален. Но! Если повреждена носовая стойка, то лучше таким не заниматься. Самолет может грубо ткнуться носом в землю, и тогда... В общем - лучше в этом случае садится, вообще не выпуская шасси.

Эпилог

Вот и подошло к концу это руководство. Все написанное здесь - реально опробовано мной в тех или иных условиях, и показало свою полезность. Хотя, возможно, и не является оптимальным способом выполнения задачи. С другой стороны... смотри эпиграф.

Василий "Slant" Сташкевич.